Мы живём в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой — они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей.
Поэтому педагогическое просвещение родителей просто необходимо. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль по взаимодействию родителей и педагога. В нем представлен практический материал, где участниками являются родители и дети в процессе размышлений и поиске совместных решений. В структуру родительского собрания входит различные виды деятельности дидактические игры, загадки – отгадки, подвижные игры, релаксация. Данное собрание адресовано воспитателем ДОУ.
Цель: Оптимизация работы педагогов с семьёй на основе двустороннего взаимодействия, направленная на закрепление знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
1) Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей и родителей ДОУ.
3) Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей.
4) Формировать навыки самосохранения.
5) Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Методы и приёмы реализации:
анкетирование, слуховой и словесный метод, проблемные ситуации, разгадывание кроссворда, подвижные игры, использование технических средств, загадки
Участники: дети средней группы, родители дошкольников, педагоги
Место проведения: МКДОУ детский сад № 19 «Сказка» г. Омутнинска, старшая группа
Ожидаемые результаты:
1) Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями и инспектором по пропаганде ГИБДД по охране и безопасности жизни детей.
2) Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
3) Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
5) Формирование интереса у родителей к совместному безопасному обучению безопасному поведению на дорогах.
Предварительная работа:
С родителями:
• анкетирование «Осторожно, дорога! »
• беседы по ознакомлению с правилами дорожного движения «Правила пешеходов и пассажиров»
С детьми:
• Чтение художественной литературы по теме ПДД «Азбука города» Я. Пищумов, «Ученый дружок» И. Серяков
• Знакомство со знаками дорожного движения в самостоятельной деятельности
• Загадывание загадок о транспорте, пословицы
• Рассматривание альбома «Виды транспорта»
• Наблюдение за проезжей частью
• Наблюдение за поведением пешеходов
Методические советы на подготовительный период:
Изучить правила дорожного движения, которые должны знать родители и дети.
Оформить плакат на тему «Мы по улице идем».
Изготовить карточки с загадками, пословицами.
Оформить выставку детских рисунков «Дорога и Я».
Разработать проблемные ситуации.
Изготовить буклеты для родителей по ПДД.
Оборудование:
Листочки с проблемными ситуациями, разрезные дорожные знаки, грамзапись, листочки, цветные карандаши, магнитофон, магнитная доска, кроссворд, компьютер, оформление плакатов по ПДД, рули, дорожные знаки (напольные) .
Сценарный план:
1. Музыкальное сопровождение
2. Статистика дорожно-транспортных происшествий
3. Показ слайда правил дорожного движения
4. Анализ анкетирования родителей
5. Дидактическая игра «Собери знак»
6. Вопросы «на засыпку»
7. Дидактическая игра «Угадай знак»
8. Подвижная игра «Перекресток»
9. Игра на внимание «Пешеходный переход»
10. Загадки – отгадки «Дорожные знаки»
11. Подвижная игра «Найди знак»
12. Релаксация
13. Разгадывание кроссворда «Найди и расскажи»
14. Подведение итогов
Методические советы постановщикам:
Обратить внимание на взаимоотношения между детьми и родителями во время проведения собрания.
Следует остерегаться столкновения во время проведения подвижных игр.
Методические советы на период ближайшего последействия:
Для системной и эффективной работы с детьми необходимо создать картотеку книг по правилам дорожного движения, подвижных игр.
Для родителей организовать работу клуба «Островок безопасности». Цель клуба: совместными усилиями педагога и родителей помочь в воспитании у детей культуру дорожного движения.
Провести «Мастер-класс» по обучению навыкам безопасного поведения на дороге «Ребёнок и дорога» с инспектором по пропаганде ГИБДД Т. Козловой.
Познакомить родителей с организацией работы по образовательной области «Безопасность». Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей.
Рекомендовать, особенно молодым родителям, составить схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Всё это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Ход собрания:
Звучит грамзапись со скрипом тормозов, крик взрослых, плачь детей.
Вступительное слово
Ведущий - воспитатель: Уважаемые родители, слушая грамзапись, мы невольно задумываемся о правилах дорожного движения.
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает.
Именно поведение родителей имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля перехода проезжей части».
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:
Знать правила дорожного движения:
• Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
• Не играть на дороге или около проезжей части.
• Переходить улицу только по пешеходному переходу.
• При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
• Знать устройство проезжей части.
• Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
• Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
• Не стоять у дверей.
• Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
• Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
• Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
• Не ходить никуда без разрешения взрослых.
• Играть только на детской площадке.
• Не играть близко от проезжей части дороги.
• Не кататься по проезжей части дороги.
Помните! Вы закладываете отрицательное отношение, и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.
Анализ анкетирования.
Ведущий: Личный пример взрослых играет большое значение в воспитании у детей сознательного поведения на улице. Навыки правильного, безопасного поведения на улице и дороге переходят в привычку, когда дети убеждаются, что взрослые к Правилам дорожного движения относятся серьезно и строго их соблюдают.
По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД: АНАЛИЗ АНКЕТ 15 родителей – ответили на все вопросы, 3 – ответили не на все вопросы, 4 – отказались отвечать на вопросы.
Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.
Ведущий: Уважаемые участники команды «Водители», Вы не только водители, но и родители - мамы и папы. Предлагаю Вам решить проблемные ситуации.
Ситуации, которые будут вам предложены, вы должны будете рассмотреть именно с родительской точки зрения:
1) Мама ведет своего ребенка из детского сада. При этом мальчик непринужденно бегает по одной стороне тротуара на другую, при этом мешает встречным пешеходам. Мамочка не реагирует на поведение ребенка. Прокомментируйте ситуацию.
2) Мама с дочкой идут по улице. На противоположной стороне девочка увидела папу и готова броситься к нему, не смотря на быстро едущие по дороге машины. Ваши действия.
3) Папа с ребенком идут по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч выскальзывает из рук, катится па дорогу. Ребенок бежит за ним. Как необходимо поступить папе?
4) Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это. Как надо поступить маме?
5) Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску. Как надо поступить маме?
Ведущий: Молодцы. Вы все справились с решением проблемных ситуаций.
Очень скоро наши ДЕТИ вырастут, попрощаются с детским садом и пойдут в школу. Чтобы это счастливое событие в каждой семье не омрачалось несчастным случаем на дороге, взрослые и дети должны не только знать правила, но и строго их соблюдать и выполнять.
Ребенок: Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Ведущий: Действительно, нужно очень хорошо знать правила поведения на дорогах города, но ещё важнее – помнить о них и всегда выполнять.
Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Собери знак»
Дети совместно с родителем собирают дорожные разрезные знаки (на каждого игрока по одной). Собрав, называют знак и объясняют, что этот знак обозначает (пешеходный переход, подземный переход, пункт медицинской помощи, автобусная остановка, движение пешеходов запрещено, железнодорожный переезд) .
Реб: На дорогах с давних пор
Есть хозяин – светофор!
Перед вами все цвета,
Вам представить их пора.
Загорелся красный свет,
«Стой! Вперёд дороги нет! »
Жёлтый глаз твердит без слов:
«К переходу путь готов!
На зелёный свет – вперёд!
Путь свободен, пешеход».
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут и помогут
Эти яркие цвета.
Вопросы на засыпку: «Светофор»
Ведущий: Детям:
1. Какие бывают светофоры? (Пешеходные и транспортные) .
2. Когда можно переходить улицу?
3. Что нужно сделать, если загорелся жёлтый свет, а вы не успели перейти дорогу?
4. Почему опасно перебегать проезжую часть дороги?
Ведущий: Взрослым:
1. Как правильно переходить улицу с ребёнком?
2. Если вы везёте ребёнка на санках, что необходимо сделать?
3. Перечислите сигналы светофора у трёхсекционного транспортного светофора. (Красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый и жёлтый мигающий) .
4. Назовите участников движения (пешеход, водитель, пассажир) .
Ведущий: Молодцы!
Реб: Полосатая лошадка
Через улицу ведёт.
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом
Влево – вправо погляди:
Нет машин – шагаем смело!
Есть машины – стой и жди!
Ведущий: Предлагаю ещё поиграть
Дидактическая игра «Угадай знак»
Ведущий: Внимательно смотрите на дорожные знаки, которые я буду показывать. Вам нужно их отгадать (по пять знаков на каждую команду) – выполняют и отгадывают.
Ведущий: Предлагаю встать и размяться.
Подвижная игра «Перекрёсток»
Цель: совершенствовать умение детей быстро реагировать на зрительный сигнал; начинать движение и заканчивать его по сигналу воспитателя.
Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети и родители делятся на две группы — «пешеходы» и «автомобили». Если произносится красный свет – «автомобили» стоят на месте, «пешеходы» движутся по залу, если зелёный свет – то «пешеходы» стоят, «автомобили» двигаются по залу, если произносится жёлтый свет, то все поднимают руки вверх (играют) .
Правила:
1. Если произносится красный свет – «автомобили» стоят на месте, «пешеходы» движутся по залу.
2. Если произносится зелёный свет – «пешеходы» стоят на месте, «автомобили» движутся по залу.
3. Если произносится жёлтый свет – «автомобили» и «пешеходы» поднимают руки вверх.
Ведущий: А сейчас предлагаю всем подумать.
Загадка – отгадка «Дорожные знаки»
(угадайте загадку и зарисуйте на листочке, отгадку)
Загадки
1. Кранный круг,
А в круге пусто.
Всё бело,
Как лист капустный.
Что сей знак обозначает? (Он движенье запрещает)
2. Красный круг, в нём цифра 20.
Что за странный знак такой?
Не могу я разобраться
Помоги мне дорогой. (Ограничение максимальной скорости)
3. Много есть чудес на свете.
Вот к примеру: знак висит –
В треугольнике как ветер,
Как стрела, олень летит.
Что за странный знак стоит? (Дикие животные)
4. Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети)
Ведущий: А дальше игра на внимание.
Игра на внимание «Пешеходный переход»
Ведущий: Детям:
1. Какие бывают переходы?
2. Как правильно перейти улицу, если вы вышли из автобуса, трамвая, троллейбуса?
3. Правила перехода проезжей части. (Посмотреть налево, направо, потом ещё раз налево, убедится в безопасности, не спеша дойти до середины, убедиться в безопасности, посмотреть направо, налево ещё раз направо) .
Ведущий: Родителям:
1. Как правильно нужно входить и выходить с ребёнком из общественного транспорта и почему?
2. О чём говорить с ребёнком при переходе проезжей части?
3. Места, где разрешается ходить по дороге. (По обочинам, тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, при отсутствии этого – по краю дороги) .
Реб: Чтоб машины не спешили,
Чтоб шёл спокойно пешеход,
Знаки помогать решили
И дежурят круглый год.
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.
Подвижная игра «Найди знак»
Цель: учить детей различать дорожные знаки.
Ведущий: Дети делятся на две команды. За линией в конце зала лежат дорожные знаки. По сигналу воспитатель показывает дорожный знак, первый игрок бежит и берёт аналогичный знак и передает эстафету следующему игроку своей команды. Кто правильно и без ошибок собрал все знаки, та команда и выиграла.
Правила:
1. Игра начинается по сигналу.
2. Не начинать бег, пока знак не принесён в корзину.
Релаксация для детей под музыкальное сопровождение
«Разгадай кроссворд»
Командам предлагается разгадать кроссворд. Конкурс рассчитан на взрослых участников команд.
По вертикали:
1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями (перекресток) .
3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (регулировщик) .
5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (водитель) .
6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (обгон) .
8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (пассажир) .
По горизонтали:
2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход) .
4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, (светофор)
7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном (тротуар) .
9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства (остановка).
Ведущий: Спасибо всем за участие. Разрешите вручить детям «Удостоверения юного пешехода», родителям – буклеты.
Ведущий: Предложенное родительское собрание – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Очень хочется, чтобы вы прониклись сознанием того, что накормить, одеть малыша, нацелить его на хорошие оценки так же необходимо, как научить ребёнка безопасному поведению на дороге. Чтобы за всеми этими заботами не забылось, не потерялось главное – дорога: дорога в школу, дорога домой. Важно, чтобы она привела к цели, не оборвалась в начале или на полпути. Какой она будет для ребенка, зависит от нас с вами, взрослых.
Список литературы:
1. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] - М., 1994.
2. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] - М., 2002.
3. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие [Текст] - М., 2004.
4. Бутырина, Н. М., Боруха, С. Ю., Гущина, Ю Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: [Текст] учебно-методическое пособие. - М., 2004.
5. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. [Текст] - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст] // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
7. Зенина, Т. Н. Родительские собрания в детском саду [Текст]. - М., 2006.
8. Козлов, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. [Текст] - М., 2000.
10. Майер, А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст] // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
Приложение № 1
Анкета для родителей «Осторожно: дорога! »
Ежегодно на улицах городов, населенных пунктов и автодорогах области в дорожно-транспортных происшествиях погибают около двухсот детей и свыше двух с половиной тысяч детей получают телесные повреждения.
При проведении анкетирования мы хотим изучить проблему, стоящую перед дорожной полицией и учреждениями образования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в воспитании культуры поведения детей на улицах и дорогах. Нам хочется обратить Ваше внимание и найти пути решения данного вопроса. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения? ___
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
___
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГАИ;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.) ;
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:
— на высоком;
— на среднем;
— на низком.