Педагог: Здравствуйте ребята!
На ветру шумят осинки
И березки шелестят.
Мы с утра возьмем корзинки,
Позовем с собой ребят:
- Кто пойдет, ребята, с нами
Золотым осенним днем?
За грибами, за грибами,
За грибами мы идем!
Е. Трутнева
Воспитатель: О чем, ребята, это стихотворение?
Дети: О грибах, о прогулке в лес за грибами…
Воспитатель: Мы сегодня с вами возьмём наши корзинки и совершим прогулку в лес. Закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Посмотрите, мы пришли на лесную поляну, здесь очень много грибочков.
Воспитатель: Ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?
Дети: Не все грибочки.
Воспитатель: Ребята, где растут грибы?
Дети: В лесу, на поляне.
Воспитатель: Лесные грибы – это живые организмы и относятся к отдельному царству, которое так и называется «Царство грибов». Гриб - особый организм, не образующий цветов и семян. Размножаются грибы спорами.
В этом царстве живет много разных грибов. Давайте рассмотрим гриб. Из чего состоит гриб?
Дети: Из шляпки и ножки.
Воспитатель: Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница очень нежная и похожа на паутинку (показ строения гриба на слайдах) .
Грибы отличаются от растений не только строением, но и размножением. Чем размножаются растения?
Дети: Семенами.
Воспитатель: Грибы размножаются спорами. Споры очень маленькие и находятся под шляпкой между пластинами. Споры разлетаются при помощи ветра, и на следующий год, где на землю упали споры, вырастают новые грибы. Так грибы приобретают новое место жительства. Ребята, грибы делятся на два вида. На какие?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Расскажите о съедобных грибах.
Дети: Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу…
Воспитатель: Посмотрите, какие съедобные грибы растут в нашем Ставропольском крае. Опята, лисички, белый гриб (боровик, вёшенка, маслята… Ребята, но даже съедобные грибы нельзя есть в сыром виде!
Воспитатель: Скажите, о каком грибочке эта загадка?
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый. (боровик)
Дети: Боровик
Воспитатель: Правильно, это боровик, или белый гриб. Он считается «Царём» грибов. Шляпка у него коричневая, ножка толстая, похожа на бочонок, а внутри белая мякоть. Отсюда и название «Белый гриб».
Воспитатель: Расскажите о несъедобных грибах.
Дети: Они ядовитые, их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Давайте назовём их.
Дети: Поганка, мухомор, ложные опята…
Воспитатель: Но ядовитые грибы лечат животных, поэтому несъедобные грибы уничтожать нельзя, а обойти нужно их стороной.
Воспитатель: Скажите, о каком грибочке эта загадка?
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор! »
В красной шляпке. (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу - кружево-узор.
Это - красный. (мухомор)
Точки белые на красном -
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор -
Не срывайте. (мухомор)
Воспитатель: Мухомор – красивый гриб, яркий, с белыми крапинками на красной шляпке. В впадинках на шляпке мухомора собирается дождевая влага и ядовитые вещества от гриба попадают в воду. Насекомые пьют из этих впадинках и умирают. Отсюда и название «Мухомор».
А теперь отгадайте загадки о других грибочках
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это - бледная. (поганка)
Кто повыше, кто пониже, -
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Воспитатель: Ребята, скажите в каких местах можно собирать грибы?
Дети: В лесу, на полянке.
Воспитатель: Можно собирать грибы возле дорог, заводов, фабрик?
Дети: Нельзя. Грибы как растения впитывают в себя вредные вещества.
Воспитатель: Правильно! Теперь вы знаете, какие грибочки можно класть в корзинку и употреблять в пищу!