Наглядный материал:
Демонстрационный материал - картинки с изображением разных видов транспорта; бумажные куклы БЕЗО, Летик, Водик.
Раздаточный материал: для аппликации паровоз, катер, самолет. В конце каждой темы ребята делают аппликацию по теме.
Занятия проводятся циклами, по мере усвоения пройденного материала: 1 тема "Наземный транспорт", 2 тема "Воздушный транспорт", 3 тема "Водный".
1 тема "Наземный транспорт".
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу пригласить вас совершить удивительное путешествие, мы познакомимся с вами с транспортом. Что это такое? Какой бывает транспорт, в чем его польза? Какой транспорт самый безопасный, самый вместительный и т. д.
Для того, чтобы путешествие было благополучным нас будет сопровождать кукла Безо. Вы готовы?
Дети отвечают: "Да! "
Появляется кукла «Безо»:
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Вы, наверное, удивлены, что я с собой принесла? (Безо показывает картинки с изображением транспорта). Транспорт бывает наземный, воздушный и водный.
Сегодня мы познакомимся с вами с наземным транспортом. И посмотрим какие машины каждый день работают для нас, они перевозят не только людей, но и грузы.
Безо рассматривает с ребятами изображения наземного транспорта.
Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день совершаем поездки на автобусе, он ежедневно перевозит большое количество людей на работу, в магазин, садик. Есть автобусы междугородние, которые перевозят людей между городами. Посмотрите, как они выглядят (изображение автобусов) .
Безо: А я хочу рассказать вам о машинах. (Изображение легковой машины). Этот транспорт, очень популярен, таких машин в городе очень много, и такие машины используются различными службами (например, такси) .
Воспитатель: Ребята, еще есть специальные машины, которые помогают людям в различных ситуациях (изображение "скорой помощи", "полиции", "пожарной машины" и т. д.) . Без таких машин сложно представить нашу жизнь.
БЕЗО: Ребята, какой транспорт вам больше всего понравился? Зачем нам нужны машины? Что вы узнали и чему научились на занятии? Дети отвечают.
2 Тема "Воздушный транспорт"
Безо: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам не одна, со мной мой друг, его зовут по имени ЛЕТИК. Он очень много знает о транспорте, который летает по воздуху, и умеет им управлять.
Летик хотел узнать у вас: «Какой транспорт называется воздушным? » Дети отвечают.
Летик: Ребята, я управляю воздушным транспортом, как вы думаете каким? Дети отвечают. Да правильно, я летчик, я управляю самолетом.
Воздушный транспорт очень важен для нас. С помощью него мы перевозим людей и грузы по воздуху. Без транспорта невозможно представить нашу жизнь, на самолете мы можем улететь в любую точку нашей страны.
Современный самолет выглядит вот так (картинка). У него очень большие крылья, и в небе он похож на большую птицу. Мощный двигатель, турбины, есть у него хвостовая часть и шасси, с помощью которых он разгоняется и приземляется на земле. Чтобы попасть в самолет, нужно подняться по специальной лестнице, которая называется ТРАП, вот посмотрите на картинку. На самолете могут лететь более 200 человек, и везти с собой груз. Это самый быстрый вид транспорта. Когда летишь в самолете, то землю мы видим с верху. Дома и дороги, машины, люди очень маленькие. Самолет летит на очень большой высоте, среди облаков.
У нас в городе Кемерово есть аэропорт, он назван в честь космонавта Алексея Леонова, и в нем ежедневно взлетают и приземляются самолеты, которые везут наших горожан в разные города.
Летик а теперь хочу отправиться в полет на самолете, и мне нужны помощники. Вы согласитесь стать моими помощниками?
(Дети отвечают). Но для этого надо научиться выполнять мои команды. Я буду давать команды, а вы как настоящие летчики будете отвечать: Есть!
3 Тема "Водный транспорт"
Безо: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам не одна, со мной мой друг, его зовут по имени ВОДИК. Он очень много знает о транспорте, который летает перемещается по воде, и умеет им управлять.
Водик хотел узнать у вас: «Какой транспорт называется водным? » Дети отвечают.
Водик: Ребята, я управляю водным транспортом, как вы думаете каким? Дети отвечают. Да правильно, я капитан дальнего плавания, я управляю теплоходом.
Водный транспорт очень важен для нас. С помощью него мы перевозим людей и грузы по воде (рекам, морям, океанам). Без этого транспорта невозможно представить нашу жизнь, потому что на кораблях и теплоходах на самолете мы можем уплыть туда, куда невозможно долететь или доехать на поезде. Я расскажу вам про свой теплоход.
Современный теплоход выглядит вот так (картинка). Он очень большого размера, чтобы плавать по крупным озерам и океанам, там, где есть большая глубина. На теплоходе есть три палубы или этажа, на которых размещаются каюты, в каждой каюте (комната) плывет один человек или семья. Окно в каюте круглое, и называется иллюминатор. У теплохода большая труба, из нее выходит дым, как у паровоза. Главный на теплоходе капитан, он управляет штурвалом, и отдает команды матросам. Кабина капитана называется рубка. Капитан смотрит в бинокль и видит морской путь, по которому плывет теплоход. Самый важный помощник капитан это компас. По которому капитан сверяет нужный ему маршрут. Чтобы теплоход остановился, есть якорь, он прикреплён цепью к теплоходу. Он опускается на самое дно водоема и корабль останавливается. Когда теплоход подплывает к берегу, все пассажиры спускаются по ТРАПУ.
У нас в городе Кемерово тоже есть водный транспорт, который по реке ТОМЬ перевозит людей в дальние деревни, куда невозможно попасть на машине и автобусе. И перевозит грузы. Он называется Кемеровский речной порт, там есть стоянка для катеров и лодок. Он находится на правом берегу, возле памятника шахтеру, по адресу правая гавань 1а.
Водик, а теперь хочу отправиться в плавание, и мне нужны помощники. Вы согласитесь стать моими помощниками?
Но для этого надо научиться выполнять мои команды. Итак, я скажу: «К плаванию приготовиться! ».
Вы поднесёте правую ручку к голове (показывает) и ответите: «Есть, приготовиться! ».
Дам команду: «Поднять якорь! »
Вы скажете: «Есть поднять якорь! » и будете поднимать якорь (изображает, как тянут якорь) .
Скомандую: «Поднять паруса! »
Вы скажете: «Есть поднять паруса! » и будете поднимать паруса (изображает, как поднимают паруса).
Я скажу: «Подать сигнал! »
Вы ответите: «Есть подать сигнал! » и будете издавать звук «У-у-у, у-у-у! » Итак, начинаем!
(Все команды повторяются. Дальше дети повторяют все движения за Водиком) .
Вот мы плывём. Нас покачивает (покачивается) .
Посмотрим по сторонам, возьмём бинокли (прикладывает руки к глазам). Что мы видим?
Смотрите, птица! (Изображает движение крыльев) .
Давайте ещё посмотрим в бинокли (прикладывает руки к глазам) .
Смотрите, теплоход плывёт, на нём люди. Давайте им помашем рукой (машет рукой) .
Слышите, звенит колокол? (Издаёт звук «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь») .
Это нас приглашают на обед. Идём в столовую (марширует на месте) .
Давайте попробуем суп (изображает, как едят ложкой) .
А теперь нам дали второе блюдо, едим его вилкой (изображает, как
едят вилкой). Очень вкусно! Наелись (поглаживает себя по животу). Выходим на палубу (марширует на месте) .
Посмотрите, виднеется берег (прикладывает руку ко лбу) .
Вот мы вернулись в порт.
«Опустить якорь! » (Дета отвечают «Есть опустить якорь! »)
Понравилось вам плавать на теплоходе? (Дети отвечают) .
Из вас получились хорошие помощники. В следующий раз, когда мне понадобится помощь, я снова приду к вам.
Безо предлагает детям рассказать Водику стихотворения про водный транспорт:
Вёсла мы с собой возьмём
И на лодке поплывём.
Его соляркой заправляют,
Его все катер называют.
У штурвала капитан.
Корабль мчится по волнам.
Быстро набирает ход
Наш красивый теплоход.
БЕЗО: Ребята, какой водный транспорт вы больше всего любите? Вам понравилось плавать на теплоходе? Что вы узнали и чему научились на занятии? Дети отвечают.
Водик: Ребята, вы молодцы, из вас получились хорошие помощники. Давайте с вами прощаться, мне пора плыть в другой детский сад. До свидания!
Безо прощается с детьми.