Оборудование: светофор-игрушка, макет светофора, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Осторожно дети», «Место автобусной остановки»; дома, машины, пешеходный переход, руль, видеопослание, запись «звуки автобуса»; сигналы светофора.
Предварительная работа:
-беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», - дидактические игры: «Что такое улица», «Дорожные знаки»;
-чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», М. Пляцковский «Стоп машина! », С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б. Житков «Светофор».
Ход НОД.
Организационный момент. (Захожу в группу здороваюсь, знакомлюсь)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Анатольевна. Сегодня я пришла к вам в гости. У вас так светло и уютно. И вы все красивые и улыбающиеся.
Воспитатель: Дети, а вы не слышите? - Мне кажется, кто-то стучится, наверное, не все ещё гости сегодня пришли к вам. Вы пока присядьте на стульчики, а я посмотрю, (выглядываю за дверь и беру игрушку - Светофор)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, как вы думаете кто это?
Дети: Светофор
Мотивация деятельности
Воспитатель: Правильно, это светофор. (прикладываю ухо к Светофору) Ребята он мне сказал на ушко, что он приехал к нам из города Светофория и привез видеопослание. Хотите его посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
(На экране видео обращение от жителей страны Светофория)
«Здравствуйте, дети средней группы!
Мы, дорожные знаки, обращаемся к вам за помощью. В наш город Светофория пробралась старуха Шапокляк. Она перепутала все цвета светофора и раскидала все дорожные знаки. Помогите нам, пожалуйста, вернуться на свои места, а – то случится беда! »
Воспитатель: Теперь вы догадались, почему к нам стучался светофор? (Ответы детей). Да, конечно, его же послали к нам за помощью.
- Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь дорожным знакам из города Светофория?
-А как? ---(если не отвечают) Что мы сможем сделать? (расставить знаки на свои места, вернуть огоньки светофору)
-Ребята, а вы готовы помочь жителям города Светофория? А если нам трудно будет? Мы справимся?
Воспитатель: Для того, чтобы помочь жителям города Светофория, нам надо туда добраться. И я вам предлагаю отправиться, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку
Что за чудо - этот дом.
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется человек, который водит автобус? (водитель автобуса) .
Какие действия выполняет водитель? (старательно ухаживает за машиной, умело ею управляет, добросовестно выполняет правила дорожного движения, умет перевозить пассажиров) .
Ну что же, тогда не будем терять время даром и отправимся в путь.
Чтобы нам добраться в целости и сохранности я сегодня буду вашим водителем. А автобус мы с вами сейчас сделаем – взялись парами за руки и встали друг за другом, вот автобус наш готов. Но и не забудем взять с собой Светофорчика.
Итак, в путь!
(Звучит шум движущего транспорта). Воспитатель и дети двигаются по коридору к муз. залу.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы оказались культурными пассажирами.
А вот и наша остановка! Выходите из автобуса. Дальше мы пойдем по дороге для пешеходов. Как она называется?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, посмотрите, кто нас встречает?
Дети: Нас встречает Светофор.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что случилось со светофором? Он не работает. Наверное, это старуха Шапокляк перепутала все цвета. Что мы можем с вами сделать?
Дети: Починить светофор.
Воспитатель: А как мы его починим?
Дети: Правильно расставим огоньки светофора.
Воспитатель: Молодцы! Но сначала давайте вспомним: вверху, какой цвет огонька?
Дети: Красный.
Воспитатель: Что он обозначает?
Дети: Стоп, проезда нет!
Воспитатель: За ним загорается какой свет?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Что он обозначает?
Дети: Приготовься.
Воспитатель: После желтого, загорается, какой свет?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Что он обозначает?
Дети: Иди.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте все ещё раз хорошо запомним:
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Ребенок 1 «Свет зелёный – проходи,
Ребенок 2 Желтый – лучше подожди.
Ребенок 1 Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно
Воспитатель. Молодцы, всё верно! А для чего нужен светофор?
Дети. Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, движение машин и пешеходов.
Подвижная игра «Сигналы светофора»
Воспитатель. А теперь чтобы узнать работает ли наш светофор, давайте с вами поиграем в игру «Сигналы светофора».
Воспитатель. Если я показываю круг зеленого цвета, то вы дети – маршируете, а если желтого цвета – хлопаете в ладоши, а на красный цвет – грозите пальцем. (проигрываю 2 раза с верхе вниз и с низу в верх цвета)
Молодцы! Вы очень внимательные пешеходы!
Воспитатель: Ну, вот и хорошо, наш светофор работает. А мы идем дальше, исправлять проделки старухи Шапокляк. (прохожу дальше рядом с дорогой, до середины зала, там лежит пешеходный переход на дороге на тротуаре лавочка и несколько знаков поваленных у дороги) сесть с детьми на лавочку у дороги и вести беседу.
Воспитатель: Ребята, скажите, как узнать, где можно перейти улицу, если на дороге, отсутствует светофор? (посмотреть на дорожные знаки)
На что мы обращаем внимание, когда переходим улицу. (на дорожные знаки, на движущие машины) .
Воспитатель: Правильно, молодцы! Особенно хорошо дорожные знаки помогают в зимнее время года, когда дорогу переметает снегом и невидно, где пешеходный переход.
Посмотрите, Шапокляк разбросала все дорожные знаки, и они забыли, что обозначают и для чего они нужны. Ребята давайте им поможем. Отгадаем загадку и расставим знаки по местам.
Игра «Расставь знаки дорожного движения».
Знак «Пешеходный переход».
.Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело… (Пешеходный переход»)
Воспитатель: Что обозначает такой знак? (Рядом пешеходный переход)
Куда мы с вами можем поставить в этом городе этот знак – пешеходный переход? (рядом с пешеходным переходом)
Воспитатель: Теперь мы с вами можем перейти дорогу и двигаться дальше. (переходим дорогу на противоположную сторону и опять останавливаемся). Ставлю полукругом, недалеко от домика.
Воспитатель: Мы дорогу перешли и к детсаду подошли. Но и тут старушка Шапокляк спрятала знак, но оставила записку: (зачитываю)
Мальчик с девочкой гуляли
В треугольник забежали
Все водители на свете
Понимают – это дети! Знак «Осторожно дети»
Воспитатель: Дети, вы не догадались, что за знак должен здесь стоять?
Дети. Знак «Осторожно дети»
Воспитатель: Ребята, знак «Осторожно, дети» для пешеходов или для водителей. (Для водителей). Где стоят такие знаки? (Возле школ, детских садов).
Послушайте внимательно и ответьте – этот знак для пешеходов или водителей:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено! "
Воспитатель. Этот знак для пешеходов или водителей?
Как называется этот знак? Знак "Движение пешеходов запрещено" Куда мы его можем поставить?
Воспитатель. Молодцы ребята! Мы вспомнили дорожные знаки и помогли им вернуться на свои места.
А нам уже пора возвращаться в детский сад. И нам нужна остановка. Где же она находится? Как же нам, ребята, узнать? »
Знак "Место остановки автобуса":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Дети находят знак «Автобусная остановка».
Рефлексия: Ребята, у нас получилось помочь Светофорчику?
Какую помощь мы им оказали?
На каком виде транспорта мы доехали? Кто водит автобусы?
Воспитатель: Ребята, Светофорчик вас благодарит и дарить вам на память закладки о правилах дорожного движения и просит фото на память. Ну вот и наша остановка мы отправляемся в группу.