задачи: Закрепить знания о видах транспорта. Познакомить с правилами поведения пассажиров. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них. Пополнять и активизировать словарь детей, понимать смысл обобщающих слов и словосочетаний:транспорт, скорая помощь, автомобили специального назначения. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, культуру поведения.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом, игры на внимание:дидактические игры "Найди свой цвет", "Светофор", "Зелёный, жёлтый, красный"; загадывание загадок о транспорте, рассматривание альбомов и энциклопедий о транспорте, чтение художественной литературы, беседы о ПДД.
материал: фланелеграф, картинки с машинами( "скорая", "пожарная", "полиция", автобус, троллейбус, трамвай, игрушка Карлсон.
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам опять в гости прилетел Карлсон.
Дети здороваются с ним.
А что это он нам принёс? А принёс он-иллюстрации города. (рассматриваем)
Мы живём в красивом городе с улицами и переулками. По улицам движется много разных машин и легковых и грузовых, а также трамваи, автобусы, троллейбусы.
Карлсона интересует вопрос, почему же никто никому не мешает.
Давайте ему расскажем почему?
Потому что, Карлсон, есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов. А помогают в этом?
Дети: три сигнала светофора:зелёный, жёлтый, красный.
А ещё есть машины, которых пропускают даже на красный свет, они мчатся, гудят на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках. Какие это машины?
дети:специальные "скорая", "пожарная", "полиция"(показ машин на фланелеграфе и рассматривание) .
А почему их надо пропускать?
дети: "скорая"- вдруг больному очень плохо и его срочно нужно доставить в больницу, "пожарная"-если её не пропустить, то пожарные не успеют потушить пожар, и т. д.
Карлсон, а ты знаешь кто управляет машиной (сама едет)
А вот и не сама. А наши ребята знают, что управляет машиной водитель.
Водитель должен знать правила дорожного движения, иначе будет авария.
Какой должен быть водитель (внимательный, умный и т. д.)
Что общего у всех машин (есть кабина, колёса, кузов, управляет водитель) .
Чем отличаются машины (разные по внешнему виду и назначению)
Все машины нужны людям разных профессий.
Запомнил Карлсон?
А сейчас настало время поиграть в игры:"Это я, это я, это все мои друзья"
Я читаю вам стихи, а вы отвечаете "это я, это я, это все мои друзья" или молчите.
1. Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
2. Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
3. Кто из вас, идя домой держит путь по мостовой?
4. Знает кто, что красный свет-это значит-хода нет?
Игра "Красный, жёлтый, зелёный"
Зелёный-идёте по кругу, жёлтый-стоите, красный приседаете.
Мы с вами разговаривали о специальном транспорте, а теперь поговорим о городском или общественном транспорте.
Какой это транспорт (выкладываем на фланелеграф - автобус, трамвай, троллейбус)
Правильно, молодцы-это городской транспорт.
А как вы узнали, что это автобус, троллейбус, трамвай (ответы детей0
Правильно, у троллейбуса на крыше прямые, длинные штанги, по ним идёт от проводов к мотору электрический ток. С помощью этого он движется.
Послушайте стих. О. Высотской
"Сверху-жёлтый
Снизу-синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода.
Чтоб троллейбус мог идти,
Нужен ток ему в пути. "
Отгадайте-ка загадку:
"Что за чудо-синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином".(автобус)
А что же помогает работать мотору автобуса (бензин)
Карлсон, ты запомнил, что троллейбус работает от электричества, а автобус заправляется бензином.
Что же общего между автобусом и троллейбусом (перевозят людей и управляет водитель)
Знаете ли вы как себя нужно вести в транспорте (повторяют правила поведения в транспорте)
Молодцы, ребята! Вот как мы много с вами знаем и своими знаниями поделились с Карлсоном.
Вечером поиграть в сюжетную игру "Пассажиры", "Улица"-для закрепления материала.