познакомить детей со значением сигналов светофора для пешеходов и водителей (на объемном светофоре, имеющем 4 стороны, обучить действиям при данных сигналах,
закрепить знания детей о сигналах светофора, их значении; активизи-ровать в речи детей термины «перекресток», «пешеходный переход - зебра», закрепить правила дорожного движения, связанные с этими участками улицы;
способствовать осознанию детьми и родителями необходимости знать и выполнять правила дорожного движения.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: художественное слово, театрализация авторской сказки «Сказка про Петю и правила дорожного движения», вопросы; показ; использование наглядных пособий-макетов: «пешеходный переход», «светофор»; сюрпризный момент, игровая ситуация и мотивация, постановка игровой задачи; дидактические игры, игра-тренинг; внесение и использование на мероприятии кукол: Петя и Регулировщик; похвала.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ: пособия, изготовленные руками родителей: «Зебра», «Светофор»; для кукольного театра: кукла Петя, кукла Регулировщик, ширма, игрушечные машинки; ТСО.
Ход мероприятия:
Воспитатель: я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране – Стране Светофории! На пути нам встретятся приключения, мы познакомимся с новыми друзьями. А попасть туда нам поможет песня!
(Дети исполняют песню «Красный, желтый и зеленый»)
Воспитатель: Вот мы и попали в Волшебную Страну Светофорию.
(появляется домовенок Кузя)
Кузя: Здравствуйте, дети! Меня зовут Кузя, домовенок я (плачет)
Воспитатель: Кузя, а что же ты плачешь?
Кузя: Я, попав в ваш шумный город, очень растерялся…
Сколько здесь дорог, машин – как я испугался!
Как дорогу перейти? Ох, не знаю я пути,
Чтобы безопасность свою мне соблюсти.
А машины едут, а пешеходы ходят,
Как же здесь их много – испугался я… .
Помогите, дети, расскажите, дети,
Мне правила дорожные, ведь их не знаю я…
Воспитатель: Ребята, поможем Кузе? Тогда давайте покажем ему, как вести себя на Перекрестке
(воспитатель подводит детей и Кузю к перекрестку, выложенному на полу)
Кузя: Ой, боюсь! Ой, боюсь!
На дороге я один не разберусь!
Как дорогу перейти? Помогите мне в пути!
Воспитатель: Не волнуйся, Кузенька, сейчас мы тебе все объясним.
Дети, чего не хватает на нашем перекрестке?
Дети: Пешеходного перехода.
(воспитатель выкладывает «зебру» на проезжую часть)
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Переход наземный,
Похожий на зебру!
Знай, что этот переход
От машин тебя спасет!
Кузя: Значит вот по этому переходу можно, как хочешь и когда хочешь переходить, да ребята?
Дети: Нет, не всегда. На дороге еще должен быть светофор. Пешеходы должны знать его сигналы.
С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор
С перекрестка, с перекрестка
На тебя глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Ты должен знать и понимать.
И, конечно же, ты должен
По глазам его читать.
Различать ты должен ясно –
Цвет зеленый, желтый, красный!
(на макет выставляется светофор)
Кузя: Ой, сколько же у него глаз! Как же я узнаю, когда можно переходить улицу?
Дети: Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый, желтый, красный.
Если свет зажегся красный – значит двигаться опасно!
Желтый свет – предупрежденье – жди сигнала для движенья!
Когда горит зеленый свет – свободен путь, препятствий нет!
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, чтобы Кузя лучше запомнил все, что вы ему рассказали, давайте поиграем в игру.
Игра-физкультминутка "Сигналы светофора".
Кузя: Вот теперь я все запомнил! Спасибо!
Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, наш светофор сломался. Что же делать, кто нам поможет?
Дети: Регулировщик!
Воспитатель: А вот и он!
(звучит трель свистка, входит Регулировщик – роль исполняет родитель)
Регулировщик: Очень строгий я, конечно, постовой,
Но люблю поговорить и с детворой.
Почему вы здесь стоите?
Что случилось, объясните?
Поломался светофор?
Хорошо, что я пришел!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Кузе, какие правила нужно соблюдать на перекрестке, который регулируется постовым-регулировщиком?
Дети: Если к вам лицом стоит – то для вас проход закрыт,
Повернулся боком он – путь теперь освобожден.
Регулировщик: Молодцы, правильно! (подходит к светофору, «ремонтирует его») Ну вот, все в порядке.
Васенька: А скажите, пожалуйста, почему у светофора 4 стороны и на каж-дой по 3 сигнала?
Регулировщик: Ну, что же, слушайте все внимательно!
Это, дети, должен знать каждый обязательно!
Если вам горит зеленый – сбоку красный свет горит,
Проходить вам можно смело,
А машинам путь закрыт!
(во время чтения стихотворения открываются, соответственно, сигналы:
Пешеходам – зеленый,
Машинам – красный)
Воспитатель: Давайте попробуем быть пешеходами и водителями автомо-билей: Васенька будет пешеход, а вы дети, водителями. (выбираются дети, которые берут машины, и проводится игра-тренинг «Сигналы светофора для пешеходов и автомобилистов»: когда горит зеленый – Кузя переходит улицу по «зебре», машины стоят и наоборот, роли можно менять, Регулировщик меняет цвета светофора) .
Регулировщик: Молодцы, дети, а вот интересно, ваши родители тоже так хорошо знают правила движения?
(игра с родителями)
1. Какие виды пешеходных переходов бывают и какие должны знать дошкольники? (регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные, надземные)
2. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку)
3. Как взрослый с ребенком должен входить в автобус? (ребенок входит первым, родитель за ним) .
4. Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса? (взрослый выходит первым, помогает выйти ребенку)
5. Молодцы!
Кузя: Спасибо, теперь я все знаю! Больше ничего и знать не надо!
Воспитатель: Васенька, правил дорожного движения очень много и все их нужно знать!
Кузя: Да я и так много уже знаю, а если еще придется учить правила… Ох, лучше бы мне попасть в Страну, где нет никаких правил дорожного движения! Тогда ничего и учить бы не пришлось.
Воспитатель: Кузя, я знаю одну историю, которая случилась с мальчиком Петей. Садись поудобнее, и вы, ребята, тоже, давайте ее посмотрим вместе.
(показ кукольного театра силами родителей)
«СКАЗКА
про Петю и правила дорожного движения».
Одну простую сказку, а может и не сказку,
А может не простую хочу вам рассказать.
Садитесь поудобнее и слушайте внимательно,
И, если вы готовы, то буду начинать.
В одном огромном городе, а может и не в городе,
Жил славный мальчик Петя, но только вот беда,
Он правила дорожные, столь нужные и важные,
Не соблюдал нисколько, нигде и никогда.
И неизвестно, что бы случилось с этим Петей,
(несоблюденье правил – опасно, так и знай,
Но чудо вдруг случилось, а может и не чудо,
Ты выслушай рассказ мой, а дальше сам решай!
Однажды мальчик Петя схватил с собою мячик
И побежал на улицу немножко поиграть.
А рядом шли машины вдоль по проезжей части,
Подбросил мячик Петя и стал его пинать.
Вообразил себя он отличным футболистом!
А мячик покатился через машин поток…
Помчался Петя быстро за мячиком вдогонку,
Но тут его пронзительный остановил свисток!
Увидел мальчик: важный, стоит и смотрит строго
Зелено-красно-желтый огромный Светофор.
Уводит от машины он Петю очень быстро,
Заводит очень строгий, серьезный разговор:
«Кто правила движения совсем не уважает?
Ах, это мальчик Петя! Зачем же ты, дружок,
Играешь в мяч на самой – смотри – проезжей части!
Недолго до аварии, с тобой я буду строг! »
А Петя возмущается: «Ну что такого сделал я?
Ведь ловко пробежал я с мячом среди машин!
Мне надоели правила дорожного движения,
Хочу туда, где нет их! Ах, если б здесь был джин!
Он выполнил сейчас бы мою мечту заветную! »
«Ты правда это хочешь? Ну что же, поспеши!
Я – Светофор Волшебный, смогу тебе помочь я:
Держи свисток заветный, коль хочешь – так решись.
В него три раза свистни, перенесет он быстро
Туда, куда захочешь, тебя! » - «Благодарю! »-
Ответил мальчик Петя. Скорей три раза свистнул:
«Хочу попасть в Волшебную заветную страну,
Где нет дорожных знаков, нет вредных светофоров,
Нет правил там движения! Хочу! Хочу! Хочу! »
Все вмиг преобразилось, все тут же изменилось,
Исчезли светофоры и знаки, погляди!
По тротуару мчатся огромные машины,
А пешеходам можно хоть где бежать, идти.
«Вот это, то, что нужно! – воскликнул мальчик Петя, -
«Теперь мне будет весело, будет хорошо.
Пойду-ка я кататься на велосипеде,
Быть может здесь я встречу кого-нибудь еще! »
Но стало очень трудно на велосипеде ездить:
Того гляди, машина тебя сейчас собьет!
Ведь знаков нет дорожных и правила движения
Никто не соблюдает. Что Петю дальше ждет!
«Пойду пешком тогда я» - решился мальчик Петя, » -
«Пешком идти не трудно, сможет ведь любой»,
но тут же вдруг опомнился: «Я сам хотел ведь этого:
нет никаких здесь знаков и правил тоже нет…
нет, надо поскорее отсюда выбираться!
Кругом одни Аварии, я не хочу быть здесь!
Ой, вспомнил, Светофор мне дарил свисток волшебный…
Куда ж он подевался? Вот он! Нашелся! Есть! »
Три раза свистнул Петя и тут же оказался
В своем любимом городе, где жил он до сих пор.
А на него внимательно смотрел глазами разными
Зелено-красно-желтый Волшебный Светофор.
«Ну, как попутешествовал? » - спросил он Петю вежливо.
«Да это просто ужас! » - Петя отвечал, -
«Такое там творится, что больше не хочу я
попасть туда, где только что сейчас я побывал!
Я понял: очень важно знать правила движения
И очень, очень важно еще – их выполнять!
Со знаками дорожными дружить я буду точно,
Смотреть на светофоры не буду забывать! »
И, верьте, иль не верьте, наш Петя изменился,
Он на дорогу больше не выбегал играть,
Переходить стал улицу лишь там он, где положено,
Попасть в Страну Аварий он не хотел опять.
Потом наш Петя вырос, купил себе машину,
Но правила дорожные всегда он выполнял.
Водитель был он вежливый, корректный и внимательный
И скорость на дороге ничуть не превышал.
Своим детишкам маленьким: и сыну, и дочурке
Он рассказал, как правила дорожные важны.
Что все без исключения: и взрослые, и дети
Их соблюдать, конечно же, всегда-всегда должны!
Такую вот историю про мальчика, про Петю
Мне рассказал когда-то Волшебный Светофор.
И я ее запомнил, и малышам, и взрослым
Рассказываю часто и помню до сих пор!
Воспитатель: Вот какая история приключилась с мальчиком Петей. Скажите мне, дети, а вы бы хотели попасть в Страну Аварий? Почему?
Как вы думаете, зачем нужно знать правила дорожного движения?
(ответы детей)
Кузя: Спасибо вам, ребята! Теперь я понял, как важно знать и выполнять правила дорожного движения!
Воспитатель: Думаю, что мы еще не раз встретимся с тобой, ты приходи к нам в детский сад и узнаешь много интересного и нужного о правилах дорожного движения.
Кузя: Конечно, приду! До свидания!
Регулировщик: Если я вам понадоблюсь, то свистните вот в этот волшебный свисток и я тоже обязательно к вам приду. До свидания.
Воспитатель: Пора и нам, ребята, возвращаться в детский сад. Прощай, Страна Светофория!