Эти сюжетно-ролевые игры наиболее близкие детям по сюжету и игровым действиям - с этими ситуациями они сталкиваются в жизни каждый день.
Детям значительно легче воспроизводить в игре ролевые взаимодействия «мама - дети», «воспитатель - дети», «продавец - покупатель».
Цели сюжетно - ролевых игр.
«Семья»: Воспитывать у детей уважение к труду мамы, бабушки, сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот. Воспитывать желание облегчить труд взрослых, принимая в нём посильное участие. Игровое задание: Суметь порадовать близких - маму, оказать ей помощь (накрыть на стол, вымыть посуду, сходить в магазин за покупками и т. п.)
Все действия обусловлены содержанием жизни в семье, умением совместно трудиться, отдыхать.
«Детский сад»: Поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения - их заботливому отношению к воспитанникам. Игровое задание: Позаботиться о детях - воспитанниках детского сада: позаниматься, поиграть с ними, накормить, уложить спать и т. п.
«Магазин»: Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовому признаку.
Познакомить детей со способами приобретения покупки в магазине. Воспитывать уважение к труду работников торговли.
Игровое задание: Приобрести покупку. Правильно рассчитаться за покупку. Продавцам и покупателям быть взаимно вежливыми.
Правила игры:
1. Использовать в игре знания, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Подражать действиям игровых персонажей: маме, папе, бабушке, воспитателю, продавцу, кассиру.
2. Проявлять внимание, заботу, взаимопомощь в выполнении игровых действий.
Не мешать друг другу, и в случае необходимости - помогать.
Радоваться успехам друзей. В обращении друг с другом соблюдать вежливость, используя выражения «извините», «простите», «будьте добры» и т. п.
3. Использовать в игре стихи, потешки, песенки, загадки.
Материал к играм.
«Семья» - Оснащение, оборудование уголка для игры с куклами: мебель, посуда, куклы, одежда для кукол и детей (халаты, фартуки, колпаки и т. д.)
«Детский сад» - то же, что и для игры в «Семью», магнитная азбука, настольно-печатные игры, цветные карандаши, книжки- малышки, игрушки и т. д.
«Магазин» - Халатики для продавца, кассира, колпачки. Хлопчатобумажные изделия, бакалейные товары, овощи, фрукты, кондитерские изделия - муляжи, ценники на товары, касса, сумки, кошельки, денежные купюры, калькулятор.
Предварительная работа:
Для того, чтобы дети сами могли организовать игру (т. е. продумать её ход, договориться о сюжете, распределить роли и т. д., они должны иметь определённые прочные знания. Поэтому необходимо систематически расширять детский кругозор, давая детям разнообразные знания о современной жизни, о событиях дня, о взаимоотношениях людей в нашем обществе, о предметах, игрушках, материалах, которые дети могут использовать в играх.
Проведение экскурсий.
Организация встреч с людьми разных профессий. Наблюдение за трудом сотрудников детского сада, продавца.
Чтение художественных произведений о труде взрослых.
Беседа-рассказ воспитателя с иллюстративным материалом о труде взрослых и их взаимоотношения в его процессе.
Методы организации и руководства игровой деятельностью:
Постановка перед детьми перспективы интересной увлекательной деятельности.
Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в.игровой ситуации, как возможно регулирование взаимоотношений между играющими.
Упражнение детей в самостоятельной организации игр и развития умения согласовывать сюжетный ход игры путём разъяснения, одобрения, похвалы, доверия.
Подготовка вместе с детьми необходимых для игры атрибутов. Изготовление игрушек-самоделок.
После рассматривания картины «Наш детский сад» с сюжетом об игре детей, заучивании стихотворения С. Питиримова «Я люблю свой детский сад»:
«Я люблю свой детский сад
В нём полным-полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять.
Жаль, что всех не сосчитать.
Может, сто их, может, двести.
Хорошо, когда мы вместе! »
Воспитатель предлагает детям:
«Давайте подумает, а можем ли мы так дружно играть? »
- Что в игре будет сначала, а что потом?
- Кто кем хочет быть?
- Что нужно делать каждому играющему?
- Какие атрибуты, игрушки понадобятся для игры?
Дети объединяются для совместной игры на основе личных симпатий друг к другу.
Игра начинается. Группы детей начинают игру в игровых уголках. Воспитатель внимательно наблюдает за детскими взаимоотношениями, направляет их в русло сотрудничества и взаимопонимания.
Группа детей, объединившаяся для игры в «Семью» - готовит завтрак. Все участники, члены семьи, стараются помочь «маме» - кто-то помогает «маме» готовить, кто-то сервирует стол, кто-то ухаживает за младшей сестрёнкой.
Во время завтрака «мама» учит своих детей культуре поведения за столом (правильно держать ложку. Пользоваться салфеткой, столовыми приборами и т. д.)
Дети прислушиваются к «маминым» советам, стараются вести себя за столом культурно. После еды благодарят «маму» за вкусный завтрак и помогают «маме» убрать со стола и вымыть посуду.
«Папа» помогает «маме» купать младшую сестрёнку.
Собирается и уходит на работу. Он работает шофёром, - развозит в магазины продукты. «Маме» надо отвести в детский сад младшую дочку и зайти в магазин за продуктами к обеду.
«Старший сын» вызывается помочь «маме» сходить в магазин. «Мама» объясняет, что надо купить, напоминает «сыну» о том, как надо вести себя на улице, напоминает правила безопасного поведения:
Выходя на улицу, приготовь заранее сдержанность, вежливость, а главное - внимание!
Ты должен твёрдо знать всегда:
Для машин есть мостовая,
Для прохожих - тротуар!
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть - переход!
В «Магазине» всё это время продавец и кассир принимают товар, который привёз «папа», раскладывают его на витринах, наклеивают ценники».
«Сын» приходит в магазин и с помощью описания, загадок говорит продавцу о покупках, которые ему необходимы:
1. «Длинный, зелёный, вкусный, солёный» (Огурец) .
2. «Кто его раздевает, тот слёзы проливает» (Лук) .
3. «Каждый листик - как ладошка,
Схож он с бусами немножко.
Был зелёным, а поспел он -
Стал янтарным, красным, белым» (Виноград) .
Воспитатель наблюдает за игровыми действиями в «Магазине». Так же делает покупку, при этом включает в свою речь «вежливые слова» - «здравствуйте», «извините», «спасибо», «будьте добры», «спасибо», «до свидания». Личным примером напоминает «сыну» о вежливом обращении. Предлагает сделать ещё одну покупку, но уже пользуясь «вежливыми словами».
Мальчик, сделав покупки, расплачивается, вежливо прощаясь, уходит из магазина.
Пока «сынок» ходит в магазин, «мама» собирает и отводит в детский сад младшую «дочку».
По дороге «мама» ласково разговаривает с «дочкой», читает стихи А. Асеевой:
«Мы с тобой проснулись рано,
Мы шагаем в детский сад.
Там игрушки, там зверюшки
Ожидают всех ребят.
И Танюшку, и Антошку,
И Катюшку, и Серёжку -
Всех приветливо встречает детский сад.
Во время всего происходящего, в «Детском саду» «воспитатель» и «няня» готовятся к приёму детей: подбирают игрушки, расставляют их на полках; готовят для занятий карандаши и бумагу, магнитную азбуку, книги и т. п. «Няня» наводит порядок в группе, накрывает на стол и т. п.
Педагог, наблюдая за игровой деятельностью «няни», «воспитателя» предлагает им обговаривать свои действия, планы о приёме детей и занятия.
После подготовки детского сада к приёму детей, воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Донниковой «Утро»:
«Окна чистые блестят,
Вымыт пол дощатый,
Просыпайся, детский сад!
Добрый день, ребята! »
«Мама» приводит «дочку» в детский сад, «воспитательница» приветливо встречает девочку, интересуется её здоровьем у «мамы», настроением, шутит, обращаясь к ребёнку. Приглашает девочку в «группу» к другим детям, играет и занимается с ними.
На протяжении всей игры воспитатель группы старается вопросами, просьбами, собственным участием создавать ситуации, побуждающие детей к партнёрству, чтобы каждый ребёнок в любой игровой ситуации умел объяснить партнёрам свой замысел, убедить в справедливости своих требований.
Игры старших дошкольников часто бывают продолжительны по времени. Одна игра, продолжаясь изо дня в день, может развиваться в течении недели, месяца.
В длительных играх, прежде всего, возникает вопрос о распределении ролей.
Совместное с воспитателем обсуждение кандидатур учит детей правильно распределять роли в игре; показывает ребёнку, как важно быть хорошим товарищем, уметь многое делать и помогать другим.
При распределении ролей можно использовать считалки, предлагать договариваться выполнять интересные роли по очереди
При организации длительных игр, воспитатель должен опираться на детей, владеющих игровыми навыками и умеющих строить взаимоотношения со сверстниками.
После окончания игры воспитатель обращает внимание детей на то, какой хорошей, заботливой, внимательной, доброжелательной воспитательницей была сегодня Лера и т. д.