В детском саду мы с коллегами регулярно проводим мероприятия, посвященные безопасности на дороге, есть книги, дидактические игры и мультфильмы на эту тематику. Однако практика показывает, что дети не достаточно точно усваивают информацию, полученную в ход данной работы.
Во время экскурсий по улицам микрорайона они плохо ориентируются на проезжей части, не знают ее частей, правил движения по ней как пешеходов, так и автомобилей.
Мы провели анкетирование среди родителей детей старшей и подготовительной группы на знание правил дорожного движения.
В анкетировании приняло участие 46 родителя детей 5-7 лет.
Результаты показали:
• Есть личный автомобиль у 19 человек (41%)
• Пользуются общественным транспортом: 40 человек (87%)
• Переходят дорогу только на пешеходном переходе 15 человек (32%)
• Знают, с какой стороны обходить общественный транспорт 24 человека (53%)
• Одобряют игру на дороге, или вблизи нее 3 человека (7%)
Я задумалась, как сделать так, чтобы правила безопасного поведения на дороге стали понятным для детей.
Меня заинтересовали вопросы:
• Как показать детям различные ситуации, которые могут произойти на дороге?
• Как сделать, чтобы правила дорожного движения стали понятными для детей?
• Можно ли расширить кругозор детей об окружающем мире при моделировании дорожных ситуаций?
Проанализировав имеющуюся информацию, я пришла к выводу, что во время экскурсий не всегда удается показать ту или иную дорожную ситуацию по некоторым причинам: малый поток транспорта в дневное время, отсутствие светофоров в микрорайоне, нет разнообразия пешеходных переходов и др.
Вывод: В естественных условиях (на прогулках, экскурсиях) не всегда возможно показать разные дорожные ситуации и пути их решения. Родители не всегда имеют время, возможность и желание на пояснение правил дорожного движения детям.
Так как же помочь детям освоить правила дорожного движения, научить решать ситуации, сложившиеся во время движения по проезжей части?
Научный факт:
Сделать занятия ПДД в детском саду максимально продуктивными можно, если заменить обычные учебники специальным оборудованием, позволяющим организовать обучающие игры. С помощью уменьшенных копий дорожных знаков, объемных макетов и моделей удобно создавать различные дорожные ситуации и предлагать детям участвовать в них.
Этот факт послужил появлению следующего вопроса? А где взять макет перекреста?
Оптимальным выходом из сложившейся ситуации, я посчитала создание макета перекрестка собственными силами, а так же силами родителей воспитанников.
Цель проекта:
- создание и оформление объемного макета перекрестка проезжих частей для детей 5 – 7 лет – воспитанников старшей и подготовительной к школе групп, основанного на особенностях природы и географии г. Лысьва.
Задачи проекта:
- собрать материал для изготовления проекта.
- провести анкетирование и опрос среди родителей воспитанников старшей и подготовительных групп по данной теме – правила дорожного движения.
- подобрать интересные мультфильмы и познавательные программы о правилах дорожного движения.
- научиться на практике изготовления из подручного материала предметов для макета: зданий, деревьев, дорожных знаков.
- создать и оформить объемный макет перекрестка проезжих частей.
- организовать родительское собрание – презентация макета «Перекресток проезжих частей».
Создать и оформить памятку для родителей «Ребёнок и ПДД»
- распространить памятки среди родителей воспитанников всех возрастных групп.
Наша миссия.
Помочь детям освоить правила дорожного движения, научить решать ситуации, сложившиеся во время движения по проезжей части
Расширить знания родителей о том, как в интересной и познавательной форме закреплять знания правил дорожного движения у своих детей.
Участники проекта:
В реализации данного проекта примут участие дети старшей и подготовительной групп, их родители.
Реализация проекта – его практической части будет проходить на базе МБДОУ «Детский сад №32» и дома в семьях воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Сбор творческой группы на базе МБДОУ «Детский сад №32».
Стратегия и механизм реализации проекта:
Проект «Безопасность на дороге» будет реализован в течение 3 месяцев. Начало реализации проекта – 8 января 2014 года, окончание 8 апреля 2014 года. Участниками проекта будут дети старшей и подготовительной к школе групп, их родители. Проектом будет руководить Вяткина Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №32». Координировать работу по проекту будет Литвина Наталья Михайловна заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад №32».
Для подбора материалов и реализации их на практике будет привлечёны специалисты – библиотекари, педагоги МБДОУ «Детский сад №32».
Проект будет осуществляться в три этапа:
Подготовительный этап – направлен на сбор информационных и дидактических материалов о правилах дорожного движения, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор подручного материала для изготовления макета. На составление анкет и опрос родителей воспитанников старшей и подготовительной групп МБДОУ «Детский сад №32». Анализ анкет и бесед. Разработку памяток для родителей «Безопасность на дороге». Создания временной творческой группы среди детей. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка сценария заключительного развлекательного мероприятия.
Анкеты по правилам дорожного движения смотри приложение.
Основной этап – направлен на составление эскиза проекта на основе реального плана местности, близкого детям, подбор подручных материалов и покупку недостающих материалов. Проведение анкетирования. Создание памятки для родителей «Безопасность на дороге» по результатам анкетирования.
Создание и оформление макета, на котором дети старшего дошкольного возраста смогут познакомиться с различными ситуациями на дороге и учиться из них выходить, придумывать пути их решения.
Творческая группа займется привлечением внимания детей, не задействованных в проекте к проблеме безопасности дорожного движения. Организует развлекательное мероприятие – «День безопасности дорожного движения».
Завершающий этап - на этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое анкетирование – викторина, развлекательное мероприятие для детей и родителей «День безопасности дорожного движения» и презентация готового макета перекрестка проезжих частей. Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.
Основной этап
1 Сбор творческой группы по проблеме:
Распределение ролей для проведения мероприятия- предоставление текста для заучивания
2 Составление эскиза проекта на основе реального плана местности, близкого детям
3 Подбор подручных материалов и покупку недостающих материалов
4 Проведение анкетирования.
5 Создание памятки для родителей «Безопасность на дороге» по результатам анкетирования.
6 Создание и оформление макета
7 Проведение развлекательного мероприятия – «День безопасности дорожного движения».
Завершающий этап
1 проведение итогового анкетирования – викторины.
2 Проведение развлекательное мероприятие для детей и родителей «День безопасности дорожного движения» и презентация готового макета перекрестка проезжих частей.
3 Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков
4 Отслеживание рейтинга пользования объемным макетом перекрестка проезжих частей
Конкретные ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта будет найдены интересные и занимательные методы усвоения и закрепления правил дорожного движения для дошкольников. Подобраны познавательные факты, сведения о транспорте и ПДД.
Будет создан объемный макет перекрестка проезжих частей и распространены памятки «Безопасность на дороге», по которым родители смогут расшить свой кругозор о ПДД и методах закрепления знаний о ПДД у детей.
Созданный макет позволит детям научиться решать ситуации, которые случаются на дороге во время движения транспорта и пешеходов, еще раз отработать технику решения дорожных ситуаций.
Таким образом, будут решены поставленные в проекте задачи – создание объемного макета перекрестка проезжих частей, создание и распространения памятки для родителей «Безопасность на дороге»
Участники и разработчики проекта, при работе над проектом, с одной стороны, расширят свой кругозор и пополнят словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, отработают технику изготовления различных объектов из подручного материала.
В результате использования объемного макета дети смогут узнать ПДД, проявить смекалку, терпение и внимательность, а также проявить логику мышления в решении дорожных ситуаций. Воспитатели других возрастных групп смогут использовать макет при работе с детьми во время образовательной, совместной или индивидуальной деятельности.
Результат данной работы – это создание и оформление объемного макета перекрестка проезжих частей – основанного на реальном плане местности, знакомой детям. Работа с макетом поможет многим детям с пользой и толком провести время в детском саду, а позже применить на практике полученные знания о ПДД.
Конечная оценка эффективности проекта будет проверена в результате диагностики у детей знаний правил дорожного движения, а так же путем анкетирования родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развитие проекта.
Созданные в ходе реализации макет перекрестка проезжих частей позволит заинтересовать детей дошкольного возраста Правилами дорожного движения, предметом «ребенок и окружающий мир» и усвоить различные знания о поведении на улицах города и проезжей части дороги.
Простая и доступная памятка для родителей «Безопасность на дороге» будет опубликована на сайте детского сада, что позволяит детям узнавать полезную информацию и не расходовать дополнительные деньги для покупки дорогих журналов и газет;
Макет перекрестка проезжих частей в ходе использования будет дорабатывается, а в последующие годы будут изготовлены подобные макеты для всех возрастных групп.